Ключевой момент № 1: как обосновать снятие ограничений с участков в границах СЗЗ
В нашей практике встречались ситуации, когда в нормативную зону предприятия попадали:
-
земли сельскохозяйственного назначения;
-
оптовая база сельхозкультур;
-
скважина — источник питьевого водоснабжения;
-
пункт водоподготовки и др.
Речь шла о объектах I–II класса опасности, для которых нормативный размер СЗЗ составляет 500–1000 м. При этом градостроительные условия требовали сократить СЗЗ до 0 м в отдельных направлениях. Технически это было неосуществимо, а прежние нормативные документы не содержали чётких инструкций для подобных случаев.
Теперь ситуация изменилась: методические рекомендации МР 2.1.1.0358‑24 описывают, как обосновать возможность использования участков, подпадающих под критерии п. 5б 222‑ПП, в границах СЗЗ.
Для подтверждения права на сохранение ограничений на участках в СЗЗ можно использовать следующие аргументы:
-
Письмо от собственника или районной администрации, подтверждающее, что сельхозкультуры используются для откорма скота, а не для питания людей.
-
Документ от администрации района, удостоверяющий, что участок фактически не используется по разрешённому назначению.
-
Анализ ГОСТов по сельхозкультурам: выявление перечня опасных для них веществ (прежде всего тяжёлых металлов) и сопоставление этого списка с выбросами предприятия.
-
Исследования атмосферного воздуха и почвы по выявленным показателям.
Детальная методология приведена в разделе XII и приложении 3 к МР 2.1.1.0358‑24.
Все обоснования и результаты исследований должны быть включены в проект СЗЗ. Если ТУ Роспотребнадзора согласует материалы, граница СЗЗ будет установлена с учётом участков из п. 5б 222‑ПП.
Важно: если в уже утверждённой СЗЗ обнаружились участки по п. 5б 222‑ПП и есть достаточная доказательная база, граница СЗЗ сохраняется в прежних пределах, но ограничения на использование земель внутри неё пересматриваются. Ранее таких прецедентов не было.
Ключевой момент № 2: озеленение как способ снижения негативного воздействия
На вебинаре обсудили возможность использования озеленения территории СЗЗ для сокращения выбросов загрязняющих веществ и уровней шума.
Ранее Московский Роспотребнадзор придерживался позиции, что озеленение не может считаться мероприятием по снижению шума: экранирование кроной зелёных насаждений зависит от сезона. В Московском регионе такие меры не принимаются.
Однако в других субъектах РФ (в том числе в Республике Башкортостан) озеленение допустимо:
-
включать в доказательную базу;
-
применять для снижения уровня шума и загрязнения воздуха.
Ключевой момент № 3: прекращение (ликвидация) СЗЗ
Вебинар также затронул порядок действий при ликвидации санитарно‑защитной зоны. Более подробные разъяснения по этим требованиям мы давали ранее в нашем телеграм-канале в этом посте.